Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Стрижи Оричевского района Кировской области

Адрес школы:
612090, Кировская обл., Оричевский район, пгт Стрижи, ул. Комсомольская, д.12
 
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
телефон (факс): 8(83354) 27-4-70
 

Безымянный2          1

rect

edu130x59

eo130x59

sc130x59

fcior130x59

Вход

 

Краткий историко-географический очерк.

С т р и ж и.

Краткий историко-географический очерк.

(1937 - 1973 г.г.)

Скромный деревянный вокзал маленькой станции Стрижи пассажирам поездов дальнего следования не бросается в глаза. Они его даже и вовсе не замечают. Зато трубы Стрижевского завода силикатного кирпича, внушительные здания цехов этого предприятия  видны издалека.

Завод и поселок расположены в центральной части Кировской области и в восточной части Оричевского района при станции Стрижи Горьковской железной дороги. До станции Киров – 28 км, от районного центра Оричи – 12 км и до Котельнича – 62 км.

Границами территории поселка являются:

- с северной стороны - земли Лугоболотной опытной станции;

- с восточной стороны - река Быстрица, приток реки Вятки;

- с юго-восточной - земли колхоза имени Кирова;

- с западной и юго-западной -  производственная территория завода и старые карьеры выработки песка.

Площадка под строительство поселка была выбрана 9 июня 1937 года специальной комиссией с участием представителей треста «Росстромпроект».

В административном отношении поселок был подчинен Стрижевскому поселковому Совету, находившемуся на территории Оричевского торфопредприятия Кировского торфотреста,  на расстоянии 5-ти км и имело сообщение с ним по грунтовой дороге. С 1968 года поселок подчинен своему поселковому Совету, который находится в самом поселке.

В  70-80 г.г. XVII века спасаясь от растущих феодальных повинностей, от кабалы крестьяне покидают обжитые места и уходят в глухие «медвежьи» углы лесных районов России. Такими местами изобиловал и Вятский край, поэтому сюда и происходила частичная миграция населения из центральных районов России.

По каким же географическим направлениям шла миграция населения в глубинные лесные районы левобережья Вятки в  XVI- XVII веках? Таких направлений можно выделить (для территории современного Оричевского района) четыре. Нас интересуют те районы, где расположен поселок Стрижи.

Из них первый: от Истобенского побережья на восток (Спасо-Талица, Оричи, Камешница, бассейн реки Снигиревка).

Второй -   старинной дорогой в лесные районы левобережья, явились речные пути от устья реки  Быстрица к селу Быстрица,  и до села Адышево;  от устья  реки Снигиревка, где она впадает в речку Быстрица, до Камешницы, и на территорию современного Пустошенского сельсовета.

По первому пути  могли образоваться села: Камешница, Трапицыны, Озерные, Ключи; по второму: Шипицыны, Бутырины, Стрижи, Студенец, Замятины, Озерные, Трапицыны.

Как и когда образовались села, точной даты установить не удается, но все эти села имеют давнее, почти 300-летнее образование.

Контингент поселка Стрижи почти на 50% состоит из жителей этих сел.

Строительство железных дорог в Вятском крае началось в 90-х годах прошлого столетия.

…Шла осень 1990 года. Сентябрь выдался дождливый. Давненько такой слякоти не помнили старожилы. Надоедливой мороси, казалось, не будет конца. Изыскательная партия прокладывала железнодорожную трассу Вятка-Котельнич. Начальник партии инженер Виктор Бак знал, что выгоднее было бы строить дорогу через уездный город Орлов. Но пароходовладельцы боялись, что прошедшая через их город железная дорога возьмет на себя все грузы. Они дали губернатору взятку, и линию повели на Котельнич через Спасскую волость и станцию Быстряги.

Изыскатели миновали реку Быстрица и вехами  отметили место «разъезд 73 км» (ныне станция Стрижи).

- Выемки да насыпи, - ворчал главный, - вот уж влетит это казне в копеечку.

Делая  измерения и ставя знаки, экспедиция медленно продвигалась по заболоченной местности.

- От разъезда ровно десять верст, - объявил техник.

- Здесь должна быть станция, - сказал начальник.

Группа озябших и промокших людей вышла из чахлого леса. Дальше начиналось поле. Неподалеку горел костер, возле которого сидели двое людей.

- Эй, кто вы? – окликнул начальник.

- Мы есть поляки, политические ссыльные. Нас два брата Бруно и Ежи Орич. Делаем обед – печем картошку. Милости просим вас, паны, до костра.

Люди были рады отдохнуть. Все расселись у костра, грели озябшие руки, пробовали горячую картошку. Побеседовав с поляками, инженер поднялся:

- Ну, пора в путь. На этом месте должна быть железнодорожная станция. Назовем ее в честь братьев Орич – станция Оричи…

В мае 1906 года открылось постоянное железнодорожное движение Вятка-Котельнич, а в 1907 году поезда прошли от Петербурга через Вологду – Буй на Вятку. Дорога была построена в одну колею.

За время строительства железной дороги на месте станции Стрижи было построено служебное помещение и разъезд. Он был построен ввиду растянутости перегона Оричи – Лянгасово.

До Великой Октябрьской Социалистической революции дорога называлась Обухово – Вятской линией. После революции и до 1932 года дорога и станция называлась «73 разъезд» Северной железной дороги.

Строительная контора станции размещалась в деревне Стрижи. При открытии и утверждении станции из управления железной дороги пришла вывеска «Разъезд 73 км» Северной железной дороги.

Кто-то из жителей деревни Стрижи красиво написал на чисто выструганной доске «Стрижи» и повесил ее выше установленной вывески. Сначала, никто не обратил внимания на вторую вывеску, потом стали называть «Разъезд 73 Стрижи», а в последствие вообще слово «разъезд» выпало. Так за станцией осталось название «Стрижи» Горьковской железной дороги.

В 1936 года были построены первые индивидуальные дома по улице Вокзальной. С тех пор и началась застройка поселка, который входил  по подчинению к Оричевскому  торфопредприятию.

1937 год считается годом основания поселка. С решением строительства завода началось и дальнейшее строительство поселка.

С прибавлением населения появилась необходимость открытия начальной школы при поселке.  В 1947 году начальная школа была открыта с 4-х классным обучением. 1 и 3 классы были размещены в бараке в поселке, а 2 и 4 классы в деревне Бутырины в доме Изместьевой Б.Н.. Всего учащихся в то время было 45-50 человек. Уже в 1948-1949 учебном году школа полностью была переведена в барак. Первыми учителями были Коновалова Клавдия Степановна и Перевалова Галина Павловна.

В 1949-1950 учебном году  начальную школу реорганизовали в Стрижевскую семилетнюю школу. Общее количество учащихся доходило до 230 человек.

В 1952 году  на пустыре против завода было выстроено новое двухэтажное здание, которое было передано школе. С увеличением контингента учащихся к зданию школы дважды  пристраивали помещения, во вновь построенном  здании,  разместились библиотека и мастерские.

В 1965-1966 году Стрижевская неполная средняя школа была реорганизована в Стрижевскую среднюю школу № 2.

01.09.1973 года – новоселье Стрижевской средней школы № 2.

Составил   С.П.Губницын

1974 год.